Материально-техническая база Учреждения
В Учреждении созданы условия для реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе адаптированных образовательных программ, формируемых в соответствии с потребностями детей, в том числе с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Состояние территории, здания, помещений соответствуют требованиям безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, техническим нормам, эстетическим требованиям.
Территория общей площадью 6986 квадратных метров имеет ограждение, зеленые насаждения, прогулочные площадки (по количеству групп), спортивную площадку, уголок леса. Прогулочные площадки оборудованы теневыми навесами, песочницами с закрывающими устройствами, малыми архитектурными формами, игровыми и спортивными тренажерами. Спортивная площадка оборудована современным спортивным оборудованием, имеет ровное травяное покрытие.
Здание детского сада кирпичное, двухэтажное с металлическими входными дверями, металлопластиковыми окнами, обеспечивающими достаточный приток света в помещения. Водоснабжение и канализация централизованные, обеспечение горячей водой автономное.
Функционируют пищеблок и прачечная, оборудованные в соответствии с санитарными и техническими нормами и правилами, требованиями безопасности.
Общая площадь групповых помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника составляет 5,49 квадратных метров. Площадь дополнительных помещений – 170 квадратных метров.
В Учреждении функционирует 6 групп: 5 групп общеразвивающей направленности и одна группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Помещения групп представлены приемной, игровой, спальной, умывальной и туалетной комнатами, оборудованными в соответствии с возрастными особенностями детей, санитарно-эпидемиологическими и техническими нормами и правилами, требованиями безопасности.
Помещения групп и дополнительные помещения обеспечены и постоянно пополняются игровым и учебным оборудованием материалами и инвентарем для обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с задачами охраны и укрепления здоровья, возрастными особенностями с учетом потребностей детей в коррекции нарушений развития.
В Учреждении функционируют дополнительные помещения: музыкальный и спортивный залы, сенсорная комната, кабинет учителя-логопеда.
В целях музыкально-художественного развития детей в музыкальном зале используются: фортепиано, интерактивная проекционная система, осветительная техника, детские музыкальные инструменты, театральные костюмы и куклы, фонотека классической и современной детской музыки, учебно-наглядные пособия и дидактические игры.
В целях физического развития и укрепления здоровья детей в спортивном зале используются: гимнастические лестницы, тоннели, веревочные лестницы, батуты, кольца, канаты и другое оборудование, спортивный инвентарь.
Для индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения здоровья и развития, используется сенсорная комната, в которой установлены осветительно-проекционные приборы, интерактивное проекционное оборудование, размещены: сухой бассейн, пузырьковая колонна с игровым уголком, большие и малые пуфы, кресло-трансформер. Учебно-методический комплекс представлен диагностическими материалами, развивающими играми и пособиями, игрушками и атрибутами.
Кабинет учителя-логопеда оснащен модульной детской мебелью, компьютером, электронными образовательными ресурсами, множительной техникой, магнитно-меловой доской, диагностическими материалами, учебно-наглядными и развивающими играми, игрушками и пособиями.
В Учреждении функционирует методический кабинет, оснащенный современной мебелью и офисной техникой. Одной из структурных единиц кабинета является библиотека методической и детской литературы. Методическое и дидактическое обеспечение, представленное в кабинете, структурировано в соответствии с содержанием образовательных областей и включает: методическую и теоретическую литературу, дидактические материалы и пособия, банк электронных образовательных ресурсов. подборки, картотеки, коллекции предметов, развивающие игры.
Фонд методической литературы включает 305 наименований, 686 экземпляров (5,3 экземпляра в среднем на одного педагога). Фонд детской литературы: 645 экземпляров (4,5 экземпляра в среднем на одного ребенка). В образовательном процессе используются электронные ресурсы издательства «Баласс», компании «Новый диск», Института биологической обратной связи и другие.
Организация и построение развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста, а также детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья) и взрослых, двигательной активности детей, индивидуальных занятий и уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
- реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда Учреждения отвечает принципам: безопасности, доступности, насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности.
Воспитанникам гарантируется безопасность предметно-пространственной среды, что предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Реализация принципа доступности обеспечивает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на территории) обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставлено необходимыми и достаточными возможностями для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Для воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи создается коррекционно-развивающая среда, включающая игровые и учебные пособия, коллекции предметов, игрушки и материалы, комплекты учебно-наглядных пособий для коррекции речевого развития, центр индивидуальных логопедических занятий, технические средства обучения, электронные образовательные ресурсы.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
В Учреждении создаются условия для трансформируемости развивающей предметно-пространственной среды. С этой целью приобретается легкая и мобильная модульная мебель, регулярно в соответствии с темами проектов обновляется предметно-информационное оснащение центров активности - центров: игры, строительства и конструирования, книги и грамоты, математики и сенсорики, науки и природы, художественного творчества, музыки и театра, кулинарии, здоровья.
Благодаря реализации принципа полифункциональности детям предоставляется возможность разнообразного использования предметов (в том числе неоформленных, «бросовых», природных материалов) и различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.).
Использование принципа вариативности среды обеспечивает условия для использования в деятельности различных пространств и разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих: свободный выбор, периодическую сменяемость, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Использование в образовательном процессе информационно-телекоммуникационных средств обучения
В образовательном процессе используются информационно-телекоммуникационные средства обучения. В процессе подготовки к осуществлению образовательной деятельности педагоги используют персональные компьютеры для поиска необходимой информации и электронных образовательных ресурсов, планирования деятельности, создания обучающих презентаций и др.
С целью обогащения образовательного процесса яркими визуальными образами используются интерактивные проекционные системы (ноутбук-проектор-интерактивная доска). Для эффективного использования потенциала интерактивной доски педагоги разрабатывают образовательные проекты с программным обеспечением Mimio, KidzFlow.
Доступа детей к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям нет
Условия охраны здоровья воспитанников
Организация условий жизни детей в детском саду осуществляется в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству , содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13), утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26 с изменениями.
Система работы с детьми направлена на укрепление здоровья и физическое развитие детей, а также – повышение уровня валеологической культуры участников образовательных отношений и, кроме мероприятий, направленных на физическое развитие, включает в себя мероприятия:
- по обеспечению рационального питания;
- по своевременному выявлению отклонений в состоянии здоровья (углубленный медицинский осмотр);
- по валеологическому просвещению детей, педагогов, родителей;
- по укреплению иммунитета и профилактике простудных заболеваний;
- по профилактике нарушений зрения, опорно-двигательного аппарата;
- по профилактике психоэмоционального напряжения и переутомления.
Реализуются оздоровительные мероприятия, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, нервно-мышечную релаксацию: психогимнастика, динамические и релаксационные паузы, мимическая гимнастика и др.
В учреждении созданы материально-технические условия физкультурно-оздоровительной работы. Функционирует спортивный зал, в котором кроме обязательных занятий физической культурой, проводятся занятия кружка фитбол-гимнастики, физкультурно-оздоровительные тренинги для педагогов, семейные спортивные и оздоровительные досуги, спортивные соревнования.
Во всех группах функционируют двигательные центры, оборудованные гимнасическими лестницами, канатами, кольцами, трапециями, спортивным инвентарем и атрибутами для двигательной деятельности.
Медицинское обслуживание детей осуществляет медицинская сестра, которая:
- обеспечивает контроль санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования и инвентаря;
- осуществляет контроль физического развития, гигиенического воспитания, закаливания, профилактики заболеваний, состояния здоровья и уровня заболеваемости детей;
- проводит вакцинацию (с согласия родителей (законных представителей) воспитанников;
- организует профилактические осмотры, осмотр детей педиатром;
- консультирование родителей (законных представителей);
- осуществляет сопровождение процесса адаптации в образовательном учреждении;
Медицинский блок представлен кабинетом врачебного осмотра, процедурным кабинетом и изолятором, снабжен полным комплектом современного медицинского оборудования и медикаментов, а также приборами для измерения функциональных возможностей детского организма с целью осуществления мониторинга физического развития.